Раздел 3. РОЖДЕНИЕ САЮДИСА

Этноцентризм – это переориентированное выражение индивидуального нарцисизма.

З. Фрейд

История литовского Саюдиса – это в определённой мере показательный пример трансформации массового народного движения в узко-политическую организацию. В  переводе с литовского слово »Саюдис» означает »Движение».

Официальным днём рождения Саюдиса принято считать 3 июня 1988 года, когда в зале заседаний Академии  наук Литовской ССР группа литовских интеллектуалов провела научно-теоретический форум под названием «Социально-экономические проблемы перестройки». На этом форуме была избранна инициативная группа »Движение за перестройку в Литве» в составе 36 человек, причём 17 из них были членами КПСС.

В дальнейшем уже менее, чем через пол-года-23 октября в Вильнюсе прошёл Учредительный съезд Саюдиса, на котором был представлен весьма широкий социальный и национальный спектр литовского общества. По данным мандатной комиссии на съезде был зарегистрирован 1021 делегат. Из них-980 литовцев,9 поляков,8 русских,6 евреев,13 представителей других национальных меньшинств.459 делегатов отнесли себя к социальной категории служащих,202 к рабочим,229 к крестьянам.

Лидирующую роль, как в ходе подготовки съезда, так и на нём играли представители творческой, научной и художественной интеллигенции. Они разработали Программу, Устав и проекты многочисленных резолюций, принятых Учредительным съездом Саюдиса.

Согласно своей первой Программе Саюдис назывался «литовским движением за перестройку» и ставил своей целью «поддержку и углубление начатой Коммунистической партией Советского Союза перестройки социалистического общества на началах демократии и гуманизма».

Однако уже в выступлениях участников Учредительного съезда обнаружились зачатки тех противоречий, которые позднее привели Саюдис к значительному сужению его социальной, национальной и идейной базы, к отходу от него значительной части  «отцов-основателей» и к превращению этого движения во всё более «агрессивно-послушное меньшинство» в руках нечистоплотных политиканов.

Разброс мнений на Учредительном съезде был так велик, что аплодисментами встречались взаимоисключающие друг друга заявления выступающих, их совершенно противоположные высказывания и призывы. Эволюция Саюдиса и его лидеров в сторону узких национал – реваншистских ценностей в связи с этим была исторически неизбежна.

Все мировые процессы, взаимоотношения государств, социальных групп и отдельных людей Саюдис постепенно стал рассматривать сквозь призму этноцентристской идеологии. Хотя поначалу документы Саюдиса были пронизаны общегумманитарным и общедемократическим духом. Простое перечисление основных разделов Программы Саюдиса, принятой на его учредительном съезде:-1.Общие принципы;2.Общество и государство;3.Права Человека и гражданина;4.Социальная справедливость;5.Национальность;6.Культура;7.Религия и общество;8.Экология;9.Охрана природы: – говорит о том, что она носила гуманистический характер и была проникнута идеями социальными, идеями прав человека, терпимости к политическим, национальным и религиозным различиям людей.

В разделе «Национальность» наряду с требованием о признании представителями всех проживающих в Литве национальностей права литовского народа на самоопределение, положений о суверенитете Литовской ССР и её территориальной целостности, необходимости знания литовского языка, истории, культуры декларировалась и необходимость «признать равные социальные, экономические, культурные права и свободы для всех граждан Литовской ССР независимо от их национальности, языка, религии и обычаев».

К этому ещё можно добавить, что и победа Саюдисом на парламентских выборах весной 1990 года была одержана во многом благодаря социальной и гуманистической ориентации предвыборной платформы, базирующейся на Программе этого Движения.

В дальнейшем, однако, медленно, но неуклонно происходила трансформация социально-демократической идеологии Саюдиса в направлении узко-националистических установок. Уже в период лета-осени 1989 года этноцентристская проблематика в деятельности Саюдиса, в пропагандистском арсенале его лидеров стала заслонять и вытеснять социально – гуманистическую, вступила в острый конфликт с общечеловеческими ценностями. Вместо того, что бы гуманизировать и демократизировать национальные отношения Саюдис пошёл по пути «национализации» гуманизма и демократии.

В современной социологии этноцентризм определяется «как универсальное свойство человека оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит»/Современная западная социология. (Словарь). – М.,1990,с.423/.Наиболее ярко этноцентристский крен в идеологии и политике Саюдиса проявился в ходе обсуждения проекта Закона о республиканском гражданстве. Это обсуждение в средствах массовой информации республики, которые оказались под контролем Саюдиса, искусно велось в контексте формулировки представленной в одной из газетных заметок, подписанной «рядовым читателем»  Вечерних новостей: Гражданами Литвы признаются все литовцы независимо от их места жительства. Представители нелитовских национальностей, желая стать гражданами Литвы, даже в том случае, если они родились на территории Литвы, должны присягнуть на верность республике»/Вечерние новости. – Вильнюс,31 августа 1989 г./

Всевозможные спекуляции на национальной тематике стали ведущей тенденцией большинства публикаций литовских журналистов, высказываний политиков, рассуждений обществоведов и писателей. Даже такие специфические республиканские органы печати, как газеты »Спорт» и «Кино» начали публиковать обзоры футбольных и баскетбольных матчей, рецензии кинофильмов и актёрских работ в этнофрейдистском духе, везде и всюду находя пресловутый «национальный вопрос», «этническое подсознание», «генофонд нации» и т.п. Всерьёз начали поговаривать о «национальной» литовской науке, промышленности, здравоохранении.

Одним словом дело шло к тому, что бы и в телеграфном столбе отыскивать «этническое своеобразие». Политика, экономика, культура, семья-всё пронизывается тотальной идеологией этноцентризма.

Reklama

Michailas Bugakovas (Михаил Бугаков)

Filosofas, politologas, publicistas (Философ, политолог, публицист)
Įrašas paskelbtas temoje Свобода по-литовски. Политологические хроники (1988-1993). Išsisaugokite pastovią nuorodą.

Parašykite komentarą

Įveskite savo duomenis žemiau arba prisijunkite per socialinį tinklą:

WordPress.com Logo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo WordPress.com paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Google+ photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Google+ paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Twitter picture

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Twitter paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Facebook photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Facebook paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Connecting to %s