Раздел 10. КРАХ САЮДИСА

Бывают эпохи, которые говорят, что им нет дела до человека, что его нужно использовать как кирпич, как цемент, что из него нужно строить, а не для него.

О. Мандельштам

Выступив на политическую арену Литвы как народно-демократическое движение, Саюдис осуществил настоящий прорыв в процессах демократизации литовского общества. Он разрушил все идеологические табу советской эпохи, раскрепостил общественное сознание, говорил с людьми прямо и открыто.

Однако одновременно и параллельно с этим в самом Саюдисе начал развиваться опасный вирус политиканства и нетерпимости к инакомыслию, его начали одолевать внутренние противоречия и конфликты.

Выражая протест против любой монополии на истину в конечной инстанции, Саюдис в тоже время объявил своё понимание истории Литвы, её прошлого, настоящего и будущего единственно правильным и поспешил возвести это понимание в ранг официальной государственной политики.

Подчёркивая примат морали над политикой (В. Ландсбергис даже опубликовал серию статей на эту тему в газете «Летувос айдас»), сам Саюдис прибегал к таким формам политической борьбы с оппонентами, которые резко расходились с общечеловеческими моральными нормами.

Заявляя о своей приверженности демократии, сам Саюдис широко использовал практику административно-правового давления на политическую оппозицию, практику преследования за критику и морально-психологического подавления идейного плюрализма.

Все эти природные и первородные грехи Саюдиса особенно ярко проявились в период его пребывания у власти в 1990/1992 г.г. Можно сказать, что Саюдис не выдержал испытания властью. Некомпетентность и политиканство его чиновников и деятелей сочетались с самой низкопробной коррупцией и протежированием «нужных» людей. Привилегии высшего саюдистского руководства в государственных структурах далеко превзошли по своим масштабам привилегии бывшей коммунистической номенклатуры. Весь период саюдистского правления сопровождался многочисленными мелкими и крупными скандалами внутри саюдистского руководства.

Программа Саюдиса, с которой он шёл на парламентские выборы и победил, с треском провалилась. От приоритета государства Саюдис привёл общество не к приоритету личности, а к приоритету другого, теперь уже не союзного, а республиканского государства. От диктатуры партократии он привёл общество не к самоуправлению, а к диктатуре «саюдократии». От поиска «врагов народа» не к плюрализму и терпимости, а к поиску «врагов нации».

Романтика национального возрождения трансформировалась в ходе правления Саюдиса в процесс вульгарной реставрации отживших социальных порядков сметоновского довоенного режима. Начавшись как широкое народное движение во главе с творческой интеллигенцией, Саюдис превратился в социально-политическую организацию формирующейся буржуазии, а также бывших политзаключённых и политссыльных.

На своих очередных после Учредительного съезда форумах Саюдис раз за разом принимал такие программные документы, которые всё больше изменяли его политику в право-радикалистском направлении. Постепенно от Саюдиса отошла интеллигенция. Он так же утратил статус подлинно народного движения.

Основным лейтмотивом трансформировавшегося Саюдиса стал лозунг «Литва в опасности!» Дескать, вокруг Литвы и в самой Литве её враги постоянно плетут свои интриги и лишь Саюдис может разоблачить их «коварные» замыслы и спасти Литву от «новой оккупации», от «новых коммунистов», от «новой ресоветизации».

Уже на 2 съезде Саюдиса (14-15 декабря 1991 года) мессианская роль Саюдиса была заявлена со всей откровенностью и взят курса на разоблачение всех и всяческих «врагов независимости». Раздвавлись призывы «изгнать коммунистов из школы», «разогнать этот парламентский колхоз».

На этом же съезде прозвучала и нота обеспокоенности эволюцией самого Саюдиса. Один из его моральных авторитетов, депутат тогдашнего Верховного Совета А. Патацкас задал депутатам съезда риторический вопрос: «Что случилось? Почему, встречаясь друг с другом, старые соратники по борьбе отводят глаза?»

Окончательная морально-психологическая дискредитация Саюдиса в глазах населения республики произошла весной-летом 1992 года, когда почётный председатель этого движения, председатель Верховного Совета Литвы В. Ландсбергис попытался без всякой Конституции присвоить себе президентские полномочия и фактически стать диктатором Литовской республики. Однако на референдуме большинство населения высказалось против этой идеи и Саюдис, таким образом, потерпел первое в своей истории серьёзное политическое поражение, от которого уже так и не сумел оправиться.

После истории с неудавшимся президентством В. Ландсбергиса средства массовой информации республики заняли резко негативную позицию по отношению к Саюдису. В ответ на критику Саюдис вместо исправления своей политической линии пошёл по пути дальнейшей конфронтации с общественным мнением и полностью превратился в организацию правоэкстремистского толка.

В дальнейшем поражение на выборах осенью 1992 года окончательно подорвало авторитет Саюдиса как общественно-политического движения, и он ушёл в историю. В течении некоторого времени после выборов Саюдис ещё предпринимал конвульсивные попытки воздействия на политическую ситуацию в республике в виде проведения различных уличных пикетов и митингов, но вернуть себе былое влияние уже не сумел.

В низовых организациях Саюдиса всё чаще начали раздаваться голоса о «выполнении  им своей исторической миссии», о необходимости «прекращения его деятельности и самороспуске». Особенно эти голоса усилились после самороспуска Народного фронта Эстонии осенью 1993 года.

В тоже время верхушка Саюдиса исходила из необходимости хотя бы символического сохранения движения путём превращения его в одну из многочисленных общественных организаций, а на базе саюдистских структур создания мощной консервативной партии.

В конце концов, на 4-ом съезде Саюдиса (декабрь 1993 года) он был преобразован в эту самую общественную организацию, а через некоторое время прошёл учредительный съезд Консервативной партии Литвы (Союз Отечества), на котором председателем партии был избран В. Ландсбергис, а председателем правления партии Г. Вагнорюс. Эти известные лидеры и предложили вскоре создать музей Саюдиса в Вильнюсе, в бывшей штаб-квартире движения по адресу пр. Гедиминаса, 1.

Так завершилась активная 5-летняя история Саюдиса,- движения, о котором долго ещё будут говорить и спорить как в Литве, так и за её пределами историки и публицисты.

С именем Саюдиса неразрывно связано достижение Литвой государственной независимости, национальное возрождение республики. Но с этим именем также связаны и социально-экономический кризис, обнищание значительной части населения, моральная и культурная деградация общества, всплеск национализма и преступности.

Что будет иметь большее значение для будущих поколений жителей Литвы? Наверное, это будет зависеть от различных периодов в развитии республики, от установки различных социально-политических групп и партий.

Одно, несомненно. Саюдис останется в истории Литвы во всём своём величии и падении, превозносимый одними и проклинаемый другими.

Reklama

Michailas Bugakovas (Михаил Бугаков)

Filosofas, politologas, publicistas (Философ, политолог, публицист)
Įrašas paskelbtas temoje Свобода по-литовски. Политологические хроники (1988-1993). Išsisaugokite pastovią nuorodą.

Parašykite komentarą

Įveskite savo duomenis žemiau arba prisijunkite per socialinį tinklą:

WordPress.com Logo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo WordPress.com paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Google+ photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Google+ paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Twitter picture

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Twitter paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Facebook photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Facebook paskyra. Atsijungti /  Keisti )

w

Connecting to %s