Раздел 13. ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – СВОБОДА

Когда речь идёт о свободе, всегда следует выяснять, не говорят ли собственно о частных интересах.

Г. Гегель

Когда в январе 1990 года М.С. Горбачёв вместе с супругой приехали в Вильнюс их повсюду встречали плакаты и транспаранты, на которых было написано: «Свободу Литве». Михаил Сергеевич по своей тогдашней привычке в центре Вильнюса попытался завести дискуссию на тему свободы с жителями города. И вот на его вопрос, обращённый к какому-то юноше «Что такое свобода?»,  последовал по-марксистски прямой и по-литовски ехидный ответ: «Свобода – это познанная необходимость». «Правильно», – только и мог прокомментировать этот ответ Генсек КПСС и президент СССР.

В понимании феномена свободы литовские интеллектуалы, можно сказать, осуществили «теоретический прорыв». Его сущность состояла в том, что они с точностью «до наоборот» поменяли содержание всех известных марксистских формулировок. Свобода стала пониматься ими как несвобода, а необходимость как случайность. В конце концов, они сами настолько запутались в этой «литовской диалектике», что в качестве выхода из создавшейся ситуации ещё на заре перестройки литовский философ, впоследствии заместитель В. Ландсбергиса в Верховном Совете Литовской республики, а еще позже обвиненный в связях с бывшим КГБ Б. Кузмицкас предложил весьма примечательную формулу: «Свобода – это прыжок в неизвестность».

Тем самым был открыт «теоретически обоснованный» путь политическому авантюризму, спровоцирован отрыв от реальности, а национальный романтизм превращён в методологию освобождения. Народная жизнь опять была превращена в поле для нового социального эксперимента.

Любые более или менее трезвые или скептические оценки возможных последствий этого эксперимента встречались хором осуждающих заявлений. Музыканты и философы в один голос запели о том, что лучше быть голодным, но свободным, забыв об элементарной истине: голодный человек не может быть свободным, не может свободно заниматься музыкой, философией, политикой.

Основой человеческой свободы является социальное благополучие человека. Резкое падение жизненного уровня, разгул преступности, деградация культуры и морали после провозглашения независимости привели к тому, что реальная свобода общества была заменена иллюзией свободы или свободой иллюзий.

Чем громче «наверху» вопили о свободе, тем менее свободным чувствовал себя народ. Политическая элита свою собственную свободу при помощи средств массовой информации пыталась представить как свободу   каждого человека. Свободное развитие депутата парламента или правительственного чиновника стали рассматриваться как условие свободного развития всех. Свобода для государства обернулась закабалением для  первичного, только-только вышедшего из под тотальной опеки государства и едва-едва начавшегося формироваться, гражданского общества. Причём в этой проблеме наблюдались тенденции двоякого рода:

Во-первых, в условиях саюдистского правления, когда начался в целом позитивный процесс разгосударствления общества, личность отнюдь не стала свободной. Человек попал в не менее унизительную зависимость от свежеиспечённых структур «свободного гражданского общества», которые переняли от государства не только его некоторые функции, но и грубо-административные способы их реализации.

Вирус тоталитаризма и примитивное чувство политической и социальной мести двигало многими организациями и партиями правого толка, которые быстро заполнили гражданское общественное пространство, и большинство членов которых были бывшими политссыльными и политзаключёнными или их потомками. И те, кто «садил», и те, кто «сидел» оказались на деле одинаково нетерпимыми к свободе других людей.

Во-вторых, проводя, «разгосударствление» в сфере экономики саюдисты в то же время усиливали диктат государства в сфере политики, духовной жизни и национальных отношений. Выше уже упоминался принятый Верховным Советом Литовской республики закон о партиях, который поставил под контроль государства всю общественно-политическую жизнь. Путём введения порядка утверждения уставов всех высших учебных учреждений только в парламенте фактически был установлен тотальный контроль за системой образования и просвещения. Введена была также скрытая цензура саюдисткого парламентского большинства на республиканском телевидение и радио, в других СМИ.

Закон о государственном языке ввёл режим языкового террора по отношению к национальным меньшинствам и вообще «вольноговорящим» жителям республики, преградил многим из них путь к политической, научной, экономической и иной карьере.

Постоянно апеллируя к примеру Финляндии для обоснования своих изначальных сепаратистских устремлений саюдисты напрочь забывали об опыте этой близлежащей страны в решении национального вопроса. Где, как известно, язык 6 процентов шведского национального меньшинства является государственным наряду с финским.

После прихода к власти ДПТЛ (партии Бразаускаса) в 1992 году ситуация в вопросе свободы мало изменилась. Внешне атмосфера в обществе стала выглядеть более спокойной и стабильной. Однако преследование инакомыслящих то ли по инерции, то ли под давлением саюдистской оппозиции, то ли в виду принципиальных установок новой правящей партии был продолжен.

Люди всё в большей степени стали ощущать свою несвободу и зависимость  от своего желудка, от денег, от преступников, от работодателей, от нечистоплотных политиков. Дорога к рабству пролегает не только через государственный социализм, как утверждает Хайек, но и через дикий капитализм. Садистская революция в Литве ещё раз подтвердила истинность известной сентенции: «Дорога в ад вымощена благими намерениями».

В результате всех этих процессов стала разрушаться родовая сущность человека. Пошёл форсированный процесс взаимного межличностного отчуждения. Важнейшие интегративные качества человеческой личности: труд – общение- познание, – перестали доминировать в структуре внутриличностной мотивации. Тотальный животный эгоизм перечеркнул стремление к свободе, поскольку без гуманизма и коллективизма реальная свобода невозможна.

Гегель отмечал: «история есть прогресс в сознании свободы, – прогресс, который мы должны понять в его необходимости» (Гегель. Соч., т. 8, стр. 19). В Литве, однако, в плане сознания свободы широкими массами людей наблюдался явный регресс. Стали возрождаться социальная и политическая нетерпимость, национальная и религиозная вражда. Политики перестали понимать друг друга. Интеллигенты рассорились межу собой. Свобода одних обернулась несвободой для других. Сама свобода стала пониматься как свобода внешних проявлений: свобода слова, свобода поведения, свобода митингов и др. В то же время в Литве стали намечаться массовые нарушения статьи 3 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». (Права человека. М.,1989, стр.136).

Свобода конкретной личности в Литве во всё большей степени стала являться не результатом исторической необходимости, а результатом случайного стечения обстоятельств. Бюрократизация государственного аппарата достигла невиданных размеров. Среди чиновников и на таможне распространилась всеобщая коррупция. Решить какие-либо дела в коридорах власти стало сложно даже потенциальным иностранным инвесторам, что уже говорить о рядовых местных жителях. В реальной жизни стали нарастать элементы социального мистицизма.

В этих условиях почувствовать себя истинно свободным человеком можно лишь по воле случая и на короткое время. Человек поставлен в условия, когда необходимо всячески изворачиваться, лгать, подличать, хитрить, предавать и использовать других людей в своих узко эгоистичных целях.

По образному выражению всё того же Гегеля, – свобода идёт по пути с Востока на Запад. И хотя Литва буквально пошла на Запад, но с реальной свободой на этом пути она где-то похоже разминулась.

Reklama

Michailas Bugakovas (Михаил Бугаков)

Filosofas, politologas, publicistas (Философ, политолог, публицист)
Įrašas paskelbtas temoje Свобода по-литовски. Политологические хроники (1988-1993). Išsisaugokite pastovią nuorodą.

Parašykite komentarą

Įveskite savo duomenis žemiau arba prisijunkite per socialinį tinklą:

WordPress.com Logo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo WordPress.com paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Google+ photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Google+ paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Twitter picture

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Twitter paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Facebook photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Facebook paskyra. Atsijungti /  Keisti )

w

Connecting to %s