Диалектика мироустройства 1. ВВЕДЕНИЕ

Системный кризис современного глобального общества, который, по сути, стал способом его функционирования, заставляет по новому переосмыслить глубинные процессы бытия, основы и тенденции всего мироустройства. Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Философская диалектика, диалектический способ мышления – один из старейших методов научного познания мира.

Суть этого метода – рассмотрение любого объекта и явления в его дивергентном состоянии полярных противоположностей, в их системной целостности, постоянной борьбе, взаимодействии, взаимопереходах, трансформациях и тенденциях возникающих изменений. Диалектический анализ всегда опирается на парность полярных категорий, которые отражают анализируемую диалектическую реальность.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит (544–483 до н.э.). Гераклита за пессимизм во взглядах на жизнь ещё его современники называли «плачущим». Согласно Гераклиту, источник развития природного мира (космоса) – борьба противоположностей. Хорошо известно положение Гераклита: «всё течет – всё меняется».

Проблески диалектического мышления позднее можно обнаружить в спорах средневековых реалистов и номиналистов (XI век), которые пытались выявить суть универсальных категорий общего и отдельного.

Однако в своей систематизированной форме диалектический метод был теоретически обоснован и практически применён лишь в научных работах Г. Гегеля (1770 – 1831) и К. Маркса (1818 – 1883). Диалектика Маркса – это материалистическая диалектика. Этим она отличается от диалектической системы абсолютного идеализма Гегеля. Для марксистской диалектики основным объектом анализа является реальный материальный мир и его постоянные изменения. В этом смысле Ф. Энгельс (1820 – 1920), который определил диалектику как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, утверждал, что К. Маркс поставил гегелевскую диалектику с головы на ноги.

Современный глобальный кризис – это одновременно кризис экономический и финансовый, геополитический и политический, правовой и духовный. Прежде всего, это кризис устоявшейся мировоззренческой парадигмы. Для преодоления этого кризиса необходим революционный переворот в общечеловеческой идеологии и мировоззрении.

Необходимость такого переворота ещё 100 лет назад предвосхитил русский учёный В. Вернадский (1863 – 1945), который сформулировал идею ноосферного этапа эволюции человечества. Для осмысления новой глобальной реальности, в которую вступило человеческое сообщество, необходимо космическое по содержанию и масштабу мышление.

Зачатки такого мышления как раз и обнаруживаются в до сих пор должным образом неооценённой грандиозной диалектической системе Гегеля, который с идеалистических позиций утверждал, что «космическая» абсолютная идея проявляет своё инобытие как триада природы, общества и человеческого сознания. На всех этих уровнях действуют единые законы диалектики.

Правда здесь следует отметить, что Гегель придерживался тезиса о неизменности природы. Великий диалектик лишает неорганическую природу всякого движения и развития. Жизнедеятельность имеет место лишь в растительной природе. И уже животный организм характеризуется чувствительностью и раздражительностью.Кроме того Гегель полагал, что современное ему Прусское государство – это истинное воплощение абсолютной идеи в общественной жизни и на этом политическая история заканчивается.

Однако, несмотря на все идеалистические и метафизические недостатки гегелевской диалектики, именно в гегелевском методологическом контексте далее и будут проанализированы 3 полярные пары категорий, которые отражают диалектичность вышеупомянутой гегелевской триады: философская пара – материя и сознание, социологическая пара – экономика и культура, а так же антропологическая пара – тело и душа человека.

Michailas Bugakovas (Михаил Бугаков)

Filosofas, politologas, publicistas (Философ, политолог, публицист)
Įrašas paskelbtas temoje Диалектика мироустройства. Išsisaugokite pastovią nuorodą.

Parašykite komentarą

Įveskite savo duomenis žemiau arba prisijunkite per socialinį tinklą:

WordPress.com Logo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo WordPress.com paskyra. Atsijungti /  Pakeisti )

Google photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Google paskyra. Atsijungti /  Pakeisti )

Twitter picture

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Twitter paskyra. Atsijungti /  Pakeisti )

Facebook photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Facebook paskyra. Atsijungti /  Pakeisti )

Connecting to %s