ПОБЕДА КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Для многих людей день Победы 9 мая – это самый главный праздник в году. Причём это одновременно и государственный, и общественный, и семейный, и личный праздник. И хотя с победного мая 1945 года прошло уже более 70 лет, этот праздник – день Победы, и эта дата – 9 мая, становятся всё более актуальными явлениями. И в российском, и в европейском, и в мировом контексте.

Почему так происходит? Прежде всего, существуют некие общеметодологические причины.

Во – первых, в человеческой истории нет вечных побед и вечных поражений. Они лишь вечно меняются местами. Всякое поражение может превратиться в победу, и всякая победа может обернуться поражением. Кроме того, есть стратегические и тактические победы и поражения. Проигрывая в тактике, можно выиграть в стратегии и наоборот. Наконец и победа, и поражение по-разному воспринимаются в разные исторические эпохи разными социальными, национальными, демографическими и иными группами людей.

Во-вторых, есть вещи и явления, к которым неприменимы понятия победы и поражения. Например, невозможно полностью победить идеи. Их можно запрещать, ограничивать их распространение, репрессировать их носителей, но если идеи соответствуют духу времени, потребностям народных движений, или в их существовании и распространении заинтересованы влиятельные силы, то в той или иной форме они всегда будут продолжать присутствовать в общественном сознании и возвращаться на передовые рубежи идеологической борьбы.

В истории имеется множество примеров именно такого развития событий. И наоборот, всякое поражение несвоевременной или дискредитировавшей себя идеи – это лишь временное её затухание и деактуализация. По существу со времён античности человечество имеет дело с ограниченным кругом социальных идей и нельзя сказать, что какая – либо из них потерпела окончательное и бесповоротное поражение.

Таким образом, после войны до победы всегда начинается борьба за победу. Победа всякий раз должна подтверждать свой «победоносный статус».

Помимо общеметодологических причин актуальности праздника Победы существуют и конкретно-исторические. В нынешней исторической ситуации к числу наиболее значимых можно причислить, по меньшей мере, 3 фактора.

1.Фальсификации истории. Западный мир в лице европейских политиков уже сразу после окончания Второй Мировой войны сформулировал концепцию, так называемой, равной «равной ответственности» сталинского СССР и гитлеровской Германии за её развязывание. Теперь же эта концепция по – существу подменяется теорией «односторонней ответственности» СССР и Сталина за эту войну. Таким образом, победа трансформируется в преступление. Советские войска уже не освободители народов Европы от фашизма, а «оккупанты, насильники, грабители и убийцы». В официозных СМИ Западных стран, в том числе и в странах Балтии перед каждым днём Победы появляется множество публикаций именно с таким посылом. Одно из привычных западных обвинений в адрес Советского Союза заключается в том, что СССР наряду с Германией в 1939-1940 годах оккупировал чужие территории. Однако в этой связи совершенно игнорируется пространственно-временной исторический и социальный контекст «оккупированных Советским Союзом территорий». «Советская оккупация» получилась какая-то странная, без единого выстрела и без сколь либо значимого сопротивления. Совсем другая история о том, как гитлеровцы оккупировали Польшу: было сражение на Вестерплатте, была горящая Варшава. Известно также про бои в Норвегии и Бельгии, про штурм Афин и Белграда.

Ничего подобного не было ни в Белоруссии, ни в Прибалтике, ни в Молдавии. Почему же «советская оккупация» никак не походила на настоящую оккупацию? Вероятно потому, что большинство присоединённых земель долгое время были частями Российского государства. Всё их взрослое население родилось ещё в Российской империи и в большинстве своём не воспринимало «возвращение домой» как трагедию. Да и внутренние политические режимы «оккупированных» стран носили откровенно антидемократический и антинародный характер, в них происходили социальные протесты, осуществлялись политические репрессии, подавлялись свободы и права граждан. Крах этих режимов соответствовал настроениям и ожиданиям большинства проживающего на этих территориях населения.

Всё это происходило в исторической ситуации, когда противоборствующие геополитические силы готовились к смертельной схватке в неизбежно предстоящей войне и стремились всеми возможными способами обезопасить и укрепить свои позиции. Советский Союз физически никому не угрожал. Сталин, как известно, взял курс на «построение социализма в одной, отдельно взятой стране» и был заинтересован в наличии соответствующей этим устремлениям международной обстановке, в создании системы общеевропейской безопасности и создании антигитлеровской коалиции ещё до войны. Однако западники отвергли подобную перспективу. Кроме того идейное и идеологическое влияние первой социалистической страны оказалось настолько мощным, что западный мир просто-напросто испугался и решил покончить с носителем «идеологической заразы», избрав в качестве «вакцины» германский фашизм.

Исторические фальсификации не проходят бесследно. Теории, построенные на фальсификации исторических событий, уже занесены в школьные учебники и посеяны в головах подрастающего поколения. Исторические факты переворачивается с ног на голову, а исторические проблемы перекладываются с больной головы на здоровую. Поэтому однажды завоёванная победа – это ещё не вся победа. Победа должна «отвоёвывается и перевоёвываться» постоянно, в идейных битвах и сражениях.

2.Возрождение неонацизма. Возрождение неонацизма сегодня наблюдается по всей Европе. В наиболее откровенных формах это можно наблюдать в Странах Балтии и в Украине. Фашизм как идеология – это детище европейской цивилизации и дальнейшее цивилизационное развитие Европы предполагает хотя бы частичную реабилитации фашизма и нацизма. В своё время фашистская Германия в войне против СССР объединила ресурсы всей Западной Европы, а накануне этой войны в большинстве западноевропейских стран существовали влиятельные нацистские и фашистские партии и политические организации.

Поражение Германии и чувство первоначальной вины немцев за развязывание войны через несколько поколений сменилось совсем иными настроениями. Причём реваншистские настроения в большей степени проявились не в самой Германии, а на тех территориях, элитарные и властные круги которых в годы войны откровенно сотрудничали с фашистами и участвовали в массовых расправах с местным населением, выполняли за своих хозяев, так сказать, наиболее «чёрную работу».

Коллаборационисты всех мастей и их потомки сегодня и являются наиболее заинтересованными в реабилитации и возрождении неонацизма силами. А их приход во власть придаёт такого рода деятельности статус государственной политики, хотя и маскирующейся под лозунгом «европейских ценностей».

Понятно, что основным препятствием для такого рода государственной реабилитации нацизма становится праздник Великой Победы советского народа 9 мая 1945 года. Развенчание этой победы, дискредитация политики бывшего Советского Союза и нынешней Российской Федерации как его правопреемницы – это всё та же «черновая работа», которую в годы войны столь рьяно, хотя и иными методами проводили местные пособники нацистов. Только нынешние прислужники – коллаборационисты, теперь сами мечтают стать хозяевами и стараются убедить Европу не стыдится своего нацистского прошлого, а наоборот, гордится им. Нацистская Европа противостояла большевистской «империи зла» и незаслуженно потерпела поражение. Эту «историческую несправедливость» нужно исправить. Для этого нужна самая малость – жертву надо превратить в палача, защитника в агрессора, освободителя в оккупанта, победу в поражение. Что мы сегодня и наблюдаем, каждый раз отмечая самый великий день в году – день Победы.

3.Геополитический сдвиг. Глобальный мир современности постепенно возвращается от метафизического однополярного состояния к диалектическому многополярному развитию. И, естественно, сторонников и «держателей» однополярности такое развитие событий не устраивает. Отсюда нападки на укрепляющиеся старые и новые центры геополитической силы. Для этого необходимо отыскать и атаковать наиболее фундаментальные и в то же время наиболее уязвимые места в оборонительных укреплениях противника. День Победы именно таковым и является.

Это фундаментальная ценность для России и для значимой части населения бывшего Советского Союза, поскольку победа советской страны над фашизмом является историческим подвигом глобального масштаба. В истории таких событий, которые в корне меняли ход мирового процесса на авангардной его территории не так уж и много. В античные времена к таковым можно отнести возникновение Христианства и падение Римской империи, в средние века – религиозные войны и Ренессанс, в новое время – промышленный переворот в Англии и Великую Французскую революцию, в новейшее – Великую Октябрьскую Социалистическую революцию в России и победу над фашизмом во Второй Мировой войне. Одним словом, Победа стоит в ряду самых судьбоносных мировых событий и здесь есть чем гордиться и чем восхищаться. Это действительно фундамент национально – народного самосознания и самоидентификации.

В то же время Победа это и наиболее уязвимая ценность, поскольку в капиталистической и, следовательно, социально раздробленной России – это один из немногих объединяющих весь народ, все классовые, национальные, конфессиональные и иные слои праздник. В Советском Союзе большинство государственных праздников были объединяющими, но, к сожалению, в олигархической капиталистической России на сегодняшний день объединяет всех именно только праздник Победы. Если удастся дискредитировать или вытравить из народной памяти эту дату и это событие, то исчезнет последняя общенациональная идеологическая скрепа Российского государства.

В единичности и в уникальности этой скрепы и заключается её уязвимость. Как в человеческом организме есть жизненно важные органы, так и в организме государственном есть государствообразующие идеологемы и явления. Если каким – то образом нарушается их здоровое функционирование,- гибнет весь организм и в таком случае останавливается переход глобального мира к многополярности.

День победы в наши дни – это не просто актуализация исторической памяти народа. Это одновременно и предчувствие будущей победы. Однако такое же предчувствие есть и у тех, кого опять ожидает поражение. Поэтому победа – это праздник, который всегда с нами. И это борьба, в которой все мы должны участвовать. Ради Победы! За Победу! И до Победы!

Reklama

Michailas Bugakovas (Михаил Бугаков)

Filosofas, politologas, publicistas (Философ, политолог, публицист)
Įrašas paskelbtas temoje Статьи. Išsisaugokite pastovią nuorodą.

Parašykite komentarą

Įveskite savo duomenis žemiau arba prisijunkite per socialinį tinklą:

WordPress.com Logo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo WordPress.com paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Google+ photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Google+ paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Twitter picture

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Twitter paskyra. Atsijungti /  Keisti )

Facebook photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Facebook paskyra. Atsijungti /  Keisti )

w

Connecting to %s