ЗАВИСИМАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЛИТВА

Литва, наверное, является своеобразным рекордсменом по количеству государственно-образующих праздников. Их три — День государства (День коронации короля Литвы Миндаугаса 6 июня 1253 года), День восстановления Литовского государства (Литовская Тариба 16 февраля 1918 года подписала «Акт о независимости Литвы», провозгласивший восстановление независимого демократического Литовского государства), День восстановления независимости Литвы (11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской Советской Социалистической республики, позже задним числом переименованный в Учредительный Сейм, принял Акт о восстановления независимости Литвы).

Государственная независимость как идея

Нетрудно заметить, что красной нитью через все эти праздничные даты и через все исторические эпохи проходит идея о государственной независимости. Помимо 3-х главных государственных праздников в Литве отмечают и ещё множество памятных дат так или иначе связных с ней. Именно за независимость на протяжении веков сражались литовцы, теряя её и снова восстанавливая своё государство. Здесь следует подчеркнуть, что независимость – естественное состояние народа, необходимое условие развития его культуры, языка, национального самосознания, традиций и общественной психологии. Парадокс при этом заключается в том, что правящая во все времена Литвой элита (во всяком случае значительная её часть), хотя от имени народа некоторое время и возглавляла государственную независимость своей страны, но в конце концов предавала и свой народ, и своё государство. И Литва снова становилась зависимой территорией с той или иной степенью самостоятельности и суверенитета. Причём диалектика исторического процесса состояла в том, что обретение независимости одновременно заключало в себе и зародыш её дальнейшей утраты. Нечто подобное произошло и в 1990 году.

До горбачёвской перестройки Литва, как известно, была одной из наиболее развитых республик бывшего Советского Союза. ЛССР была включена в общий процесс социалистических преобразований СССР с 1940 года и это в корне изменило облик литовского города и села, образ жизни литовского общества. Были построены крупные промышленные предприятия, которые экспортировала свои товары в более, чем 90 зарубежных стран – Японию, Англию, Швейцарию, Финляндию и др. Не смотря на весь драматизм начального периода коллективизации сельского хозяйства, Литва к середине 80-х годов прошлого века вышла на одно из ведущих мест в Европе по производству молока и мяса на душу населения. Большинство колхозов и совхозов республики работали рентабельно. К середине 80-х годов была создана мощная материальна – техническая база национальной науки, культуры и просвещения. Открывались новые учебные заведения и научно исследовательские институты, школы и поликлиники, театры и библиотеки. За годы Советской власти в республике были построены и совершенно новые города – Науйойи Акмяне, Электренай, Снечкус и др. Литва занимала ведущее положение среди бывших советских республик так же по количеству автомобилей и садово-огородных участков на одного жителя.

Одним словом экономика Советской Литвы по тогдашним советским меркам выглядела вполне благополучной. Недаром Литву. Латвию и Эстонию в бывшем СССР называли «западной витриной страны». Да и государственность Литвы, хотя и в условиях федеральной зависимости от тогдашнего центра, не была утеряна, а продолжала функционировать в новой советско – социалистической форме.

Однако сформировавшаяся к тому времени номенклатурно – саюдисткая элита, отчасти из-за нашёптываний заокеанских кураторов, отчасти по причине врождённого интеллигентского идеализма, внушила народу идею о возможности некоей абсолютной независимости. Но поскольку никакой абсолютной независимости в природе не существует (весь мир, особенно современный, да и вся вселенная — это цепочка разных зависимостей, больших и малых), то ново и старо испечённым политикам пришлось вскоре определятся – от кого и насколько глубоко будет зависеть литовская независимость. 11 марта 1990 года был провозглашён Акт о восстановлении государственной независимости и на этой основе произошел радикальный пересмотр цивилизационной и формационной ориентации Литвы, что в дальнейшем повело страну по пути постепенной потери своей национально-государственной идентичности.

Хотя, и это следует отметить, поначалу согласно своей первой Программе Саюдис назывался «литовским движением за перестройку» и ставил своей целью «поддержку и углубление начатой Коммунистической партией Советского Союза перестройки социалистического общества на началах демократии и гуманизма», т.е. по существу его программа переустройства Литвы была умерено социал-демократической. В дальнейшем, однако, медленно, но неуклонно происходила трансформация социально-демократической идеологии Саюдиса в направлении узко-националистических и прозападных установок. А идея независимости трансформировалась в откровенную русофобию, возведённую в ранг государственной политики.

Зависимость как реальность

По крайней мере, сегодня можно констатировать, что ни одна из заявленных 11 марта 1990 года в «Акте о восстановлении независимости Литовского государства» целей так и не была реализована. Напротив, все они проявились в реальности с точностью до наоборот. При наличии собственного парламента, флага, гимна, а так же прочих формальных атрибутов независимости финансовая система Литвы управляется скандинавскими банками, официозные СМИ принадлежат иностранному капиталу, внутренняя и внешняя политика диктуется ЕС и НАТО. Государственная независимость постепенно трансформировалась в независимость власти от народа. Власть живёт своей жизнью, а народ своей. Власть понимает «безопасность» как подготовку к войне, а народ хочет мирной жизни. Власть воспринимает «благополучие» в элитарном смысле и прежде всего как своё собственное благополучие, а простые граждане – в народном. Ценности, семья, свобода, и другие системные явления также понимаются и воспринимаются по-разному во властных структурах и в народной среде.

Даже первоначальные завоевания независимости — свобода передвижения, политическая демократия и свобода слова постепенно превратились в свою противоположность. Свободно передвигаться стало возможно как и в советские времена только в одну сторону, т. е. в рамках Союза, только теперь уже Европейского. Поездки же в соседние Россию и Беларусь из-за политики литовских властей стали весьма проблематичными. Политическая демократия превратилась в политический рынок, на котором деньги всегда покупают власть. А свобода слова для её носителей постоянно ограничивается и становится достаточно опасной в виду ужесточающегося репрессивного законодательства в этой области.

За годы независимости треть Литвы эмигрировала в поисках лучшей жизни, треть живёт ниже официальной черты бедности, а ещё треть трудится в рамках либерального трудового кодекса, который обрекает их на бесправие и крепостнические условия существования. Литва сегодня лидирует в ЕС по росту цен и стоимости жизни. Малоимущим жителям Литвы уже начали выдавать социальные карты, предназначенные для приобретения продуктов питания и товаров народного потребления. Одним словом до обещаний времен Саюдиса – „будем жить как в Швеции“ – сегодня Литва ещё дальше, чем в советские времена. Да и Швеция уже не та…

Лицемерно кликушествуя об ограничениях демократии и свободы слова в соседних странах, нынешняя литовская власть, не моргнув глазом, нарушает конституционные права человека в собственной стране. Она проводит наступление на эту самую демократию, ограничивает свободу информации, мысли и мнений, запрещает митинги, вводит цензуру в средствах массовой информации, организует судебное преследование инакомыслящих и кампании их запугивания, разжигает военный психоз и милитаризует экономику.

Впрочем нечто подобное сегодня происходит на всём пространстве так называемого бывшего «свободного мира», да и, пожалуй, во всех других регионах. Это глобальная тенденция. Теперь о степени демократичности тех или иных стран приходится судить по степени их авторитарности и репрессивности политической системы в отношении своих собственных граждан. Такова цена нынешнего геополитического противостояния и тенденций современного глобального капитализма.

Одним из критериев современной независимой государственности сегодня следует считать возможность проведения какой либо страной суверенной, самостоятельной внешней и внутренней политики. И в этом плане, называя вещи своими именами следует констатировать, что «независимая» Литва на сегодняшний день полностью зависима от внешних геополитических игроков, является не субъектом, а объектом геополитики, геоэкономики и геокультуры, фактически представляет собой протекторат США и периферию ЕС, в которой к тому же сегодня, вопреки Конституции, присутствуют вооружённые силы НАТО (а к 2027 году Литва намерена разместить на своей территории уже до 5000 натовских военнослужащих) и ведущую роль играют разные структуры транснационального капитала.

Фактическая зависимость независимой Литвы неизбежно приводит к доминированию антинациональной и антинародной политики властей, что прежде всего сказывается на её экономике и социальной сфере. Промышленности в Литве за исключением некоторых предприятий аграрного, текстильного, мебельного и химического производства по существу не осталось. ВВП если и растёт, то в основном за счёт транзита и сферы услуг. Игналинская атомная электростанции по условиям вступления Литвы в ЕС была закрыта ещё в 2009 году. Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод то и дело становился жертвой политических спекуляций и переходил из рук одной частной компании в другие. Сегодня он принадлежит полякам. Причём главная политическая установка во всех имевших место случаях приватизации этого завода, который даёт почти 20 процентов налогов в государственный бюджет всегда была достаточно проста. Как выразился бывший министр экономики В. Бабилюс: «Не пустим Ивана к трубе». Ещё 20 -25 процентов госбюджета Литвы формируется за счёт структурных фондов Евросоюза. По всем социальным показателям Литва занимает аутсайдерские позиции в Европейском Союзе.

Одним словом независимая Литва — это глубоко дотационная провинция ЕС и её относительное экономическое благополучие поддерживается извне. В то же время Литва в авангарде антироссийской санкционной политики коллективного Запада, от которой сама прежде всего и страдает. Причём русофобские и антисоветские комплексы правящей элиты и её несамостоятельность в принятии решений приводят не только к нарастанию опасной конфронтации с Россией и Беларусью, но и к разрыву весьма выгодных торгово — экономических и предпринимательских отношений с таким глобальным экономическим гигантом как Китай.

Литовский китайский синдром

Можно напомнить, что Китай признал независимую Литву ещё в сентябре 1991 года, страны вскоре установили дипломатические отношения. В межгосударственном договоре Литва обязалась придерживаться политики единого Китая. Никакой речи о каком – либо нарушении этой политики тогда не было, в те времена многие политики еще умели держать свое слово, тем более – придерживаться подписанных межгосударственных документов. С момента провозглашения независимости Литва и Китай постепенно развивали экономические отношения. За последние 25 лет средняя годовая норма роста литовского экспорта в Китай составляла 26 процентов, Литва экспортировала в Китай в основном зерновые, мебель, древесину. Литва и Китай имели большие перспективы для сотрудничества. Литовские предприниматели уже фактически договорились о поставках своей мясо – молочной продукции в Китай. Хоть и будучи весьма разных размеров Литва и Китай по своему географическому положению как бы дополняли друг друга. Литва всегда была транзитной страной между Востоком и Западом, с незамерзающим портом Клайпеда на Балтийском море, с прекрасной сетью дорог. Но… не все зависело от независимой Литвы, которая могла процветать, используя свое удобное географическое положение между Востоком и Западом. США не были заинтересованы в нейтральной Литве, как и в нейтральной Восточной Европе, в экономическом благосостоянии Европы и мира. Как известно из истории, международное сотрудничество Америка всегда понимала и понимает как свою экономическую, политическую и военную гегемонию. Инструментом своего влияния Вашингтон выбрал военный блок НАТО.

Натовские стратеги и начали настраивать Литву против Китая. В литовских СМИ, большую часть которых, как уже было отмечено, давно контролирует западный капитал, Китай постоянно стал преподносится только в негативных тонах – как „коммунистическая диктатура“, только и помышляющая о том, как бы поглотить все новые земли. Так, в 2018 году Департамент Государственной Безопасности (ДГБ) Литы официально предупредил литовских предпринимателей о том, что китайские инвестиции представляют угрозу для безопасности Литвы. Конкретных аргументов ДГБ не предъявил. А уже в 2019 году ДГБ прямо указал на Китай в целом как на угрозу Литве, на подобии России и Белоруссии, которые демонизировались уже много лет до этого. Всё это закономерно привело к провокационному открытию «представительства Тайваня» в Вильнюсе в 2021 году и ответной реакции Пекина в виде полного разрыва торговых связей с Литвой. Всё логично и привычно: американцы использовали литовцев, чтобы навредить Китаю и его отношениям с ЕС.

Одна из важнейший экономический потерь для независимой Литвы в виду её фактической зависимости – это её исключение из глобального китайского проекта “Шелковый Путь’”, который теперь называется «Пояс и Путь». Проект охватывает более 70 стран, 63% населения мира и 40% мирового валового внутреннего продукта. Планируемый общий объем инвестиций в эту глобальную проектную сеть— более 1 трлн. долларов. Это серьезная программа экономического и политического развития Китая и мира, способная изменить и экономико-политический ландшафт Евразии, и баланс сил на мировой арене в целом. Этот глобальный проект вполне можно охарактеризовать как мирный вызов Китая своему главному сопернику – США. Он не только перекраивает экономическую карту мира и создаёт новые территории экономического роста, но и формирует международные отношения нового типа. Китай по существу создает новую глобальную торгово-экономическую конфигурацию в условиях утраты Западом его исторического доминирования. Привлекательность данной инициативы состоит в том, что Китай ничего никому не навязывает, не выдвигает политических условий. Наоборот, крупнейшая экономика мира с огромными производствами и рынками сбыта предлагает новые точки роста для всех стран, расположенных вдоль нового шёлкового пути.

По ходу реализации этого проекта Пекин надеялся получить контрольный пакет акций (50% и больше) в литовском порту Клайпеда, который нужен был ему для расширения торговли с европейскими странами. Переговоры шли много лет и в случае их успеха предполагалось полная модернизация Клайпедского порта за счёт китайских инвестиций. Китайцы собирались экспортировать через литовский порт товары, которые планировали производить в белорусском индустриальном парке «Великий камень». Таким образом была бы полностью модернизирована так же и железнодорожная сеть Литвы. То есть Клайпедский порт имел возможность стать главным европейским хаббом для китайских товаров со всеми вытекающими из этого экономическими выгодами для всей Литовской республики.

Однако все эти планы были разрушены под воздействием США. Американцы по всем каналам начали трезвонить, что Китай в случае реализации своего проекта сможет воспрепятствовать операциям НАТО в случае кризиса. В течении всего 2019 года эта ситуация обсуждалась на совещаниях блока НАТО. Как заявил один из натовских чиновников, нахождение портов, железных дорог и аэродромов в иностранном владении может повлиять на возможности альянса перемещать военные силы в Европе. В связи со этим власти Литвы сделали резкий антикитайский разворот и отказали КНР в возможности инвестировать в крупнейший на Балтике порт в Клайпеде. «Мы не можем позволить, чтобы Китай контролировал Клайпедский порт. Мы не позволим отдать Китаю контрольный пакет акций», – заявил тогдашний министр обороны Литвы Раймундас Кароблис. Так Литва упустила свой исторический шанс на долгие годы обеспечить устойчивое развитие своей экономики и социальной сферы. Такова экономическая цена зависимой независимости.

Таким образом Литва как проводник политики США в Европе и как участник блока НАТО лишилась потенциально безграничных возможностей экономического роста. И прежде всего в плане транзитного коридора между Евразией и Евроатлантикой. А ведь только за счёт в основном транзитных доходов, помимо субсидий из структурных фондов ЕС, и держится на плаву в последнее время экономика Литвы. И в этом плане «добровольно-принудительный» отказ от белорусского и российского транзита, политически мотивированный выход из китайского проекта «Пояс и Путь» означает, что литовские власти пилят сук, на котором сидят.

Диалектика и оппозиция

В своё время литовские пропагандисты всячески издевались над соседней Беларусью, называя её «советским отстойником». Боле того, Литва вместе с западными спецслужбами неоднократно пыталась «демократизировать» неразумных соседей, но не получилось.

Сегодня, сравнивая сохранившую свой экономический потенциал и самостоятельность Беларусь и потерявшую промышленность, а так же полностью утратившую финансово-экономическую и политическую независимость Литву, можно только посочувствовать или позлорадствовать. Законы диалектики в этом плане безжалостны. Став на какое-то время, как сейчас модно говорить, своеобразным триггером разрушения Советского Союза, Литва вместе с тем запустила механизм и собственного саморазрушения, механизм своего разгосударствления, десоциализации и депопуляции. Главное — на фоне «новых европейских ценностей» происходит расчеловечивание самого человека.

Выход из такой ситуации усилиями самой Литвы представляется маловероятным. Он возможен только на фоне ослабления гегемонистских позиций США и НАТО, их проигрыша в развязанном ими же гибридном мировом конфликте. Но понятно, что для реализации нового социально-экономического и геополитического курса и в самой Литве необходимы какие-то политические подвижки существующей системы. Просматривается ли что -либо в этом плане?

В европейском Союзе политика, как известно, это часть товарно-рыночных отношений. По законам рыночной экономики политика в странах либеральной демократии утрачивает статус представления социально-экономических интересов определённых общественных групп и превращается в циничную «профессиональную политику», в вид бизнес-деятельности. В Литве на этой основе сформировался новый постсаюдистский политический класс, который имеет свои собственные корпоративные интересы.

В отстаивании этих интересов литовские политики проявляют чудеса изобретательности и мимикрии. Они меняют свою ориентацию, переходят из партии в партию, совершенно не заботясь о сохранении хоть какого – либо более или менее приличного идеологического лица. В этом контексте парламентская позиция и оппозиция — это единое целое, как говорят в Литве – «закрытое акционерное общество». «Игра в оппозицию» здесь лишь часть общей системной политики.

Вместе с тем стоит отметить, что в течении последних «независимых» лет в Литве худо – бедно ли, несмотря на разные зачистки политического и информационного поля, сформировалась какая – никакая несистемная оппозиция в виде разных политиков, общественников, блогеров, журналистов и других активных граждан. Эта несистемная оппозиция в свою очередь делится на внесистемную и антисистемную. Первую представляют бывшие деятели и активисты Саюдиса или бывшие политики и их сторонники, которые раньше сами участвовали в том или ином качестве во властных системных структурах, но затем по разным причинам оказались на обочине политической жизни. Представители этой оппозиции в основном сосредоточены на критике внутренней политики властей, да и то лишь отдельных её аспектов. Они не понимают или не хотят понимать, что диалектика современного мироустройства такова, что без изменений во внешней политике невозможны и изменения во внутренней. Они находятся как бы извне системы, но своими прошлыми и нынешними связями интегрированы в неё и не теряют надежды вернуться в её официальные структуры в том или ином качестве. Система их в принципе устраивает, но не устраивает их собственное нынешнее место в ней.

Антисистемная же оппозиция понимает разрушительный, антинациональный и антисоциальный характер нынешней системы и принципиально критикует внутреннюю и внешнюю политику властной и провластной элиты. Её слабость — это отсутствие позитивной, внятной, привлекательной, программной и альтернативой модели государственности и общественно-экономического устройства своей страны. Несистемным оппозиционерам, в большей степени даже антисистемникам чем внесистемникам, пока что не хватает организованности и единства, среди них немало не вполне адекватных личностей и засланных казачков, изнутри её раздирают разные склоки и взаимные претензии, сама эта оппозиция никак структурно не оформлена. Несистемники больше воюют друг с другом, чем с системой. Остаётся лишь надеется, что это болезни роста. Тем не менее у оппозиционеров уже имеются свои информационные ресурсы в социальных сетях, они пытаются создавать разные политические объединения и культурные сообщества, ведут просветительскую деятельность и начинают оказывать определённое влияние на общественные процессы Литвы.

По крайней мере политическая и информационная монополия официозной провластной элиты подвергается определённым испытаниям. Еще 10-15 лет назад нечто подобное трудно было и представить. Как говорится, крот истории роет свои ходы медленно, но верно. В этом контексте можно рассматривать и выборную компанию 2024 года в Литве.

Выборы и выводы

В 2024 году в Литве намечаются 3 вида выборов и 1 референдум. Президентские выборы пройдут 12 мая, европарламентские, на которых буду избраны 11 членов Евросоюзного парламента от Литвы – 9 июня, выборы Сейма – 6 октября. Одновременно с первым туром выборов президента Литовской Республики пройдет референдум о сохранении литовского гражданства. Вопрос референдума будет простым – смогут ли литовские граждане, получившие литовское гражданство по рождению, сохранить его, если приобретут гражданство другой дружественной Литве страны. Т. е. это референдум о множественном гражданстве.

На президентские выборы официально зарегистрированы и получили подписные листы более 10 кандидатов. Каждому необходимо собрать 20000 подписей будущих избирателей. После этого какая то часть «кандидатов в кандидаты» обычно отпадает. И хотя итоги президентских выборов предопределены — система не допустит каких-либо антисистемных претурбаций, нынешняя президентская компания, однако, имеет некоторую новизну. Пожалуй, впервые за долгое время эти выборы становятся действительно выборами в том смысле, что в них участвует кандидат с адекватной по нынешним временам программой. Речь идёт о самовыдвиженце Эдуардасе Вайткусе, которого как раз и поддерживает значительная часть вышепоименованной несистемной оппозиции. Этот кандидат выступает за нейтралитет Литвы, за добрососедские отношения с Россией и Белоруссией, за восстановление экономических связей с Китаем, он выступает против войны и милитаризации страны, против размещения на её территории иностранных натовских воинских формирований, подчёркивает, что Литва оказалась в НАТО без всякого референдума, а референдум о вступлении в ЕС проходил с грубыми нарушениями закона, что литовский Сейм украл у жителей Литвы независимость.

На фоне оголтелой русофобской позиции системных кандидатов и в виду объективной невозможности баллотироваться на нынешних президентских выборах самого известного литовского оппозиционера и политзаключённого, основателя общественного движения «Заря справедливости» Альгирдаса Палецкиса, а так же его соратницы, координатора «Международного форума добрососедства» Эрики Швянчёнене, программа Эдуардаса Вайткуса – это вполне (при наличии в ней и определённых недостатков) альтернативная программа. Таким образом у литовских избирателей возникает возможность реального выбора. Конечно, в условиях тотальной и многолетней пропагандистской обработки массового сознания в духе «атлантизма, европейских ценностей и российской угрозы» на нынешнем этапе политического процесса в Литве никаких шансов на победу, даже теоретических, кандидату с такой программой нет. Но есть шанс показать достойный результат. Если, конечно, его фамилия останется в итоговом избирательном бюллетене, что так же не гарантировано, поскольку на всём протяжении избирательной компании для него будут создаваться всяческие препятствия. Тем не менее любопытно наблюдать как сам факт его кандидатства корёжит всю системную «тусовку». Явление этого кандидата народу помимо прочего может иметь и некие долгосрочные последствия. Его программа может создать вызывающий электоральный, информационный и политический прецедент для всей политико – правовой системы Литовского государства.

Кроме того, если исход президентских выборов вполне предсказуем (победит кто-то из нынешних фаворитов: нынешний президент Г. Науседа, премьер И Шимоните или адвокат И. Вегеле), то осенние парламентские выборы могут преподнести определённые сюрпризы. Некоторые нынешние кандидаты в президенты, в том числе и Э. Вайткус, уже заявили о намерениях учредить свои собственные политические силы. Это может придать осенним выборам в Сейм определённую интригу и дополнительный интерес. В Литве уже были случаи когда созданные таким образом партии вдруг проходили в парламент. Правда, в дальнейшем они исчезали с политической сцены, но кратковременный успех себе обеспечивали. В условиях безысходности и безвыборности избиратели всегда надеются на некое чудо, на очередного «спасителя».

В отношении выборов в Европарламент можно сказать просто – они в Литве всегда были малоинтересными и проходными. Лишь представители официозных партий и некоторые опальные политики пытаются участвовать в них, да и то для того, что бы или обеспечить или улучшить своё социально — финансовое будущее за счёт солидной зарплаты и прочих привилегий депутата Европаламента. Их там, как правило, за редким исключением не слышно и не видно. В своё время там позаседали и «патриарх» независимой Литвы В. Ландсбергис и его внук Г. Ландсбергис – нынешний министр иностранных дел Литовской республики.

Система, конечно, не допустит каких -либо антисистемных перемен, особенно путём выборов. За весь период литовской независимости люди испробовали все возможные варианты правления – правые, левые, центристские и смешанные. К сожалению, с тех пор система мало изменилась. Можно с достаточной долей вероятности предположить, что и дальше Литовское государство, как белка в колесе, будет кружится в исторической парадигме своей «зависимой независимости» и/или «независимой зависимости». Выход из этой ситуации, как говорят на Востоке, надо искать там, где и вход.

Михаил Бугаков

Кандидат философских наук

Вильнюс, март 2024 г.

Michailas Bugakovas (Михаил Бугаков)

Filosofas, politologas, publicistas (Философ, политолог, публицист)
Įrašas paskelbtas temoje Статьи. Išsisaugokite pastovią nuorodą.

Parašykite komentarą